Непоколебимый прагматик Эллардайс
На прошлой неделе FA утвердила Сэма Эллардайса в качестве нового главного тренера сборной Англии. Что ждать нам от этого назначения, и как изменится игра национальной команды при Большом Сэме? Попробуем разобраться.
"Я амбициозен и по-прежнему хочу тренировать сборную Англии", — признавался Сэм Эллардайс в своей прошлогодней автобиографии. — "Но сейчас шансов у меня меньше — даже несмотря на то, что я подготовлен к такой работе лучше, чем раньше".
В действительности, несколько месяцев назад даже такая оценка шансов менеджером "Сандерленда" казалась оптимистичной. Вероятнее всего, Эллардайс был прав в том, что спустя десять лет после своего первого собеседования в Футбольной Ассоциации он стал более подготовленным тренером. Тем не менее, не только по всей своей вине, но Большой Сэм утвердился в роли менеджера, привыкшего к работе в средних клубах, в то время как руководство английского футбола несколько лет назад обозначило ориентировку на испанскую игровую модель. Для английского футбола, вечно пытающегося успеть за трендами, Эллардайс стал "человеком из прошлого". Несмотря на все новаторские методы Сэма, он меньше всех тренеров выявлял желание соответствовать тенденциям.
Рой Ходжсон в этом плане пытался быть более гибким. Как и Эллардайс, до сборной Англии Ходжсон прославился успехами со средними командами (в том числе — национальными), но поворотным моментом его карьеры в сборной стала измена собственным взглядам. На Чемпионате Мира в Бразилии и на последнем Евро Англия пыталась быть всем тем, чем никогда не были команды Ходжсона. Она много играла с мячом, пыталась до верного разыгрывать комбинации и убедительно проваливалась, когда речь касалась обороны своих ворот. Ходжсону этот футбол был непривычен, и он не смог настроить верный баланс в игре.
Когда Рой подал в отставку, кандидатура Эллардайса не была в числе фаворитов. Зачем Ассоциации приглашать на смену одному менеджеру "средних команд" другого? Ходжсон, вполне очевидно, не смог перестроиться на "испанскую" манеру игру, и тут же руководители английского футбола посмотрели в сторону Гарета Саутгейта, Арсена Венгера и Юргена Клинсманна. Каждый по-своему отличался от Ходжсона, и любое из этих назначений открывало бы новый (очередной) вектор в развитии сборной. Первые двое ответили отказом, а вариант с третьим был слишком странным, и со временем Клинсманн проиграл уже заочную борьбу Эллардайса.
Акции Большого Сэма выросли не только по причине отказа Венгера. Руководство английского футбола — самый большой флюгер в мировой игре, исторически боящийся опоздать за "передовыми футбольными нациями". Не исключено, что история с назначением нового тренера сложилась бы иначе, выйди победителем континентального первенства сборные Германии или Испании. Обе в какой-то мере стали заложниками своей непоколебимой веры в прежде эффективный подход, а Евро выиграла прагматичная и "непривлекательная" Португалия. Весь турнир был отмечен достижениями сборных, играющих от обороны и по ситуации — верящих не в стиль, а в адаптацию. Сознание переменчивой Ассоциации снова рухнуло: краткосрочные турниры существуют для того, чтобы их выигрывать. Эллардайс стал фаворитом тогда, когда уже сам того не ожидал.
Разумеется, свою роль сыграло и общее согласие комитета по поиску менеджера: роль тренера сборной Англии должен выполнять англичанин. Ассоциация имела не лучший опыт сотрудничества с иностранными специалистами, да и вопрос чисто национальной гордости в важности не утратил. Эллардайса единогласно признали лучшим английским специалистом, который, в чем уверен и он сам, спустя десять лет подходит для такой должности еще больше.
У английской сборной уже давно нет конкретных критериев успешности, как нет и успехов в принципе. Ассоциация вряд ли может ставить перед Эллардайсом конкретные цели, а ее надежда — на то, что Большой Сэм не повторит основных ошибок Ходжсона. Эллардайс тоже мог руководить средними командами, но характером он заметно отличается от своего предшественника. Сэм — человек, который на протяжении полутора десятков лет отбивается от "эстетических" нападок журналистов и болельщиков, все глубже развивая внутри себя самоуверенность и даже тренерское эго. Он не привык гнуться под давлением, он всегда определен в своих задачах и он не откажется от понятных ему методов в желании угодить кому-либо.
Для Большого Сэма существует единственный критерий — результат. По сути, он добивался его во всех своих клубах, за исключением "Ньюкасла". На историю того периода также можно взглянуть с другой стороны, если вспомнить, что "сороки" вылетели из Премьер-Лиги спустя полтора года после увольнения Эллардайса. Этого никогда не происходило с его командами, и в Ассоциации верят: даже если новая сборная Англии и не выиграет крупный трофей, она не позволит себе выбыть из борьбы с позором. Проще говоря, Эллардайс — это условная гарантия того, что родоначальники станут командой, определенной в своих целях и способах ведения боя.
Тема "лонгболлов" в отношении Большого Сэма всегда была немного притянутой за уши. Эллардайс — не идеолог конкретного игрового стиля, а непоколебимый прагматик, которому наконец не нужно убеждать в своих методах руководителей английской Ассоциации. Теперь она сама ощутила острую необходимость в Большом Сэме, следуя непостоянным веяниям международного футбола.
Иван Громиков специально для FAPL.ru
25.07.2016 06:00
Просмотров: 14014