Биографии игроков. Майкл Оуэн
Майкл Оуэн, осознав, что его попытка вернуться в большой футбол в "Стоуке" не приносит радости ни ему самому, ни его новым работодателям объявил о завершении карьеры по окончании сезона. Карьера его не была американскими горками – это был обычный слаломный спуск с вершины, куда Майкла водрузили без его особого желания в 1998 году. Сейчас он находится у подножия горы, получая неоднозначные оценки за прохождение маршрута. Но не слишком ли субъективно оцениваем мы его карьеру?
Этот сезон будет последним для 33-летнего Майкла Оуэна. Кто-то скажет, что ему нужно было уйти на "пенсию" раньше и не портить свой и без того неоднозначный образ. Кому-то придут в голову слова о нераскрывшемся таланте Оуэна, о том, что он не оправдал возложенных на него когда-то, в 1998 году, надежд, и очень мало будет тех, кто попробует понять этого игрока.
По большому счету, Оуэн для всех – в первую очередь, игрок сборной, национальное достояние. Так уж вышло, что клубная принадлежность Майкла аморфна и бестелесна ввиду того, что в детстве он болел за "Эвертон", как игрок состоялся в "Ливерпуле", а завершал карьеру в "Манчестер Юнайтед", то есть показал всем – болельщицкие дела его интересуют так же мало, как мнение окружающих. Плохо это или хорошо – решайте сами, но это – как минимум, искренне. Провожая футболиста Майкла Оуэна мы будем много говорить об искренности, так как это качество – самое ценное, на мой взгляд, у Майка.
Он не просил возносить себя на пьедестал, когда в 1998 феерически возник в сборной Англии, а до того – в основе "Ливерпуля", но из него сделали надежду нации, "золотого мальчика", который должен повести англичан к сияющим высотам. Он никогда не признавался в любви к "Ливерпулю" или какому-либо другому клубу, а просто делал свою работу, насколько возможно профессионально, но и здесь к нему есть ряд вопросов у болельщиков, в первую очередь вылетевшего при Оуэне "Ньюкасла", где опять же много субъективизма. Все помнят о том, что Оуэн был самым высокооплачиваемым игроком "сорок", что он обещал их спасти, но не спас. Но мало кто вспоминает о его проблемах со здоровьем и о том, что, получив ту самую злосчастную травму на ЧМ-2006, он первым делом позвонил на тот момент менеджеру "Ньюкасла" Глену Редеру и извинился за то, что вылетел на длительный срок. Извинялся без вины...
Его можно воспринимать эгоистичным, холодным, отстраненным от болельщиков футболистом, но те, кто знаком с ним, не скажут о Майкле плохого слова и лишь пожмут плечами, когда кто-либо предъявит Оуэну типичный "обвинительный список". Возможно, Оуэн слишком высоко взлетел, несоизмеримо высоко как для величины собственного таланта. Возможно, его лучшим качеством была скорость, которую трудно было сохранить игроку, который в какой-то момент заново учился ходить и бегать. Но стоит прислушаться и к самому Майклу, который среди главных причин своего спада после ухода из "Реала" называет большие нагрузки, которые он испытывал в молодости, погубившие его организм.
У него был талант выдающегося нападающего, с голевым чутьем, скоростью и отличной техникой обращения с мячом "на ходу", а уж в умении реализовывать выходы один на один ему не было равных в своем поколении игроков. Но игроки такого типа зачастую чаще всего получают по ногам и крайне редко остаются целыми и невредимыми к 30-ти годам. Отнимите самый главный козырь, к примеру, умение играть головой, у Радамеля Фалькао, и вы посмотрите, как ему будет трудно держаться на былом уровне – а Майкл Оуэн с 26-27 лет играл без своего конька – реактивной скорости, которая осталась где-то там – в кабинетах многочисленных врачей, которые занимались подколенными сухожилиями Оуэна.
Вслед за годичным восстановлением после травмы на ЧМ-2006, Майкл нанял Джона Грина, тренера легкоатлетов, чтобы тот вернул ему спринтерские способности, но весь Ньюкасл-апон-Тайн обсуждал и осуждал тот факт, что Оуэн ездит на матчи из Чешира и не хочет сходиться с местным сообществом, не желая становиться настоящим "джорди". Частично проблема в том, что Оуэн не лицемер – он признался, что воспринимает свою работу в Ньюкасле чисто профессионально, без какой-либо эмоциональной привязанности.
До прошлого года мы видели слезу на лице близкого к Майклу человека лишь один раз – когда его жена расчувствовалась из-за возвращения мужа в Англию – в 2005 году после перехода Майкла в "Ньюкасл" из мадридского "Реала". Но летом прошлого года, когда Коричневая Пантера, не только одна из любимых скаковых лошадей Оуэна, но и потомок обожаемой любимицы семьи выиграла скачки в Аскоте, нападающий известный своим "ледяным" нравом, не смог сдержать рыдания: "Скачки – это моя страсть, самая сильная. Это совсем другое – когда выигрывает лошадь, выведенная в твоей конюшне, из потомства нашего домашнего животного. Мои дети гладят ее каждое утро, я так люблю ее..."
Эти слова могут многое объяснить для болельщиков "Ньюкасла", которые отметили недостаточную мотивацию Майкла, когда он играл за их команду. Для вертолета, на котором прилетал на матчи и тренировки Оуэн, расстояние от Ньюкасл-апон-Тайна до Чешира, где находится дом Майкла и его обожаемые конюшни, не является критическим, а общественное мнение вряд ли могло остановить нападающего. По крайней, он не был лицемерным, уверяя всех в любви к "Ньюкаслу".
Возможно, зная историю Оуэна лучше, болельщики бы простили ему циничное отношение к футболу. Когда он забил свой знаменитый мяч Аргентине на ЧМ-98, менеджер сборной Англии Гленн Ходдл сказал прессе – "он не является чистокровным бомбардиром". Вернувшись в "Ливерпуль", Майкл все еще не имел постоянного места в основе, а как только ему исполнилось 20, его бедра начали чувствовать напряжение от большого количества матчей, и с тех пор он стал постоянным клиентом в знаменитой клинике доктора Мюллера-Вольфарта.
Цикл регулярных операций, которые пришлось перенести Оуэну, мог отвратить от футбола любого. Ведь именно из-за физической слабости Рафаэль Бенитес решил продать его в мадридский "Реал", когда представилась такая возможность. Возможно, тот факт, что Оуэн так и не выучил испанский, хоть и пытался изо всех сил читать книги и смотреть фильмы на языке страны, где провел два года своей карьеры, говорит о том, что его поездка на Пиренеи была не приключением, а бизнес-операцией. Но, несмотря на то, что он так и не вытеснил из основы Рауля или Роналдо, 18 голов в 41-м матче, где только 15 встреч он начал в старте – не такой уж плохой результат.
Четыре года под руководством шести менеджеров в "Ньюкасле", возможно, стали немного скептическими для футбольных романтиков, но причина не слишком удачной игры Майкла – в травме крестообразных связок, которую он получил в первом матче сборной Англии на ЧМ-2006. Вскоре после того как стали ясны масштабы повреждения, Майкл пронес извинения Глену Редеру, тогдашнему менеджеру "сорок", за причиненные неудобства. Дальше был год без футбола и необходимость аллотрансплантанта – пересадки сухожилия от умершего человека. Оэун пытался вернуть свои скоростные качества, но как мы могли видеть из его дальнейших выступлений – они были утеряны навсегда. А ведь многие считали, что именно они являются главным достоинством Оуэна как футболиста, и без умения быстро бегать он превратится в посредственность.
Тони Пьюлис рискнул подписать Майкла, и у него были свои мысли на счет того, как лучше использовать Оуэна. Еще когда-то давно менеджер сборной Англии Кевин Киган восхищался тем, как Оуэн хорош, когда атакует из глубины. "Я долгое время не понимал, как хорош Майкл, и неправильно его использовал. Играя глубже, он может держать мяч весь день и тонко чувствует момент, когда от него нужно освободиться. Он получает больше шансов забить гол, когда играет в глубине и я думаю, что на позиции атакующего полузащитника он способен играть до 36-37 лет".
Но жестокая правда жизни заключалась в том, что подписав Оуэна на условиях "платим сколько наиграешь", в "Стоук Сити" попросту решили отнестись к трате денег на великого в прошлом игрока экономно – клуб выполнил задачу на сезон, Оуэн не впечатлил Пьюлиса настолько, чтобы поверить в него безгранично, и стороны вынуждены признать – Майклу пора на покой. Реанимировать игрока, который сам признает – да, я уже не тяну на этом уровне, нет никакого смысла.
Оуэн относится к тому типу футболистов, не разделяющих страсть, которую люди испытывают к футболу. Возможно, именно это хладнокровие, которое Майкл сохранял даже тогда, когда забивал голы ("10 секунд шума, которые сложно назвать радостью" – его слова), помогало ему быть одним из самых результативных нападающих своего поколения. В "Ливерпуле" он, начиная с сезона 1997/98, только в двух сезонах забивал меньше 20-ти мячей во всех соревнованиях, а "Золотой мяч", выигранный им в 2001 году, стал первой наградой подобного рода для английского футболиста с 1979 года, когда блестящую побрякушку, дискредитированную ныне шарлатанами из ФИФА, получил Кевин Киган. На минуточку – это год, когда Майкл Оуэн родился.
Страсть к разведению скаковых лошадей, конечно, не стала бы страстью без тех денег, которые Оуэн заработал в футболе. Но вряд ли его можно назвать человеком, на которого свалились мешки с деньгами – как минимум до того самого злосчастного 2006 года Майкл полностью отрабатывал свою зарплату, а она стала по-настоящему "звездной", только после ухода в "Реал". Дальше – есть вопросы, но давайте не будем забывать, через что пришлось пройти Оуэну - номер телефона доктора Стэдмана, главного специалиста по травмам нижних конечностей, был размещен в его списке быстрого набора, а Ханс Мюллер-Вольфарт стал вторым отцом еще во время, когда Оуэн был на пике.
Давайте, провожая Оуэна на роль свадебного генерала в Футбольной Ассоциации, будем помнить не только его последние аккорды, но и ту радость, которую он дарил болельщикам "Ливерпуля" и сборной Англии, его гол Аргентине, хет-трик в ворота сборной Германии, превратившие его в любимца нации. Быть любимцем английского народа сложная миссия – слишком большую ношу приходится нести на своих плечах. Кто-то не выдерживает этого психологически, как Пол Гаскойн, кто-то физически, как Майкл Оуэн, а кому-то просто не хватает таланта и свободного времени, чтобы соответствовать этому образу не только за пределами футбольного поля, как Дэвиду Бекхэму. А может не стоит создавать себе кумиров, помня о том, что все они – обычные люди?
Сергей Бабарика, специально для FAPL.ru
22.03.2013 09:00
Просмотров: 22801