Футбол – опасная профессия
Трагедия, случившаяся с полузащитником "Болтона" Фабрисом Муамбой, напомнила о том, что спорт вовсе не является синонимом здоровья. И когда от сердечного приступа на газон падает молодой крепкий футболист, это ощущаешь особенно остро. К тому же случай с Муамбой в истории английского футбола далеко не первый и не единичный.
Бытует мнение, что теперешние нагрузки, стимуляторы и медикаменты, принимаемые спортсменами, способствуют увеличению количества трагедий. Однако взгляд в прошлое дает основания думать, что все обстоит несколько иначе. Уже в конце XIX века, когда организованный футбол только разменял четвертый десяток со дня своего рождения, в связи со значительным количеством серьезных травм и смертельных случаев на футбольном поле был введен их статистический учет. Медики лишь фиксировали события. Общее количество погибших на футболе и регби в Британии за период с 1891 по 1899 годы составило примерно 96 человек.
Это были действительно дикие и кровавые годы, которые имеют мало общего с романтикой. Футбол был рискованным занятием. Правила оставались достаточно лояльными к проявлению грубости, судьи присутствовали на матчах скорее в роли хронометристов, и уже в 1878 году криминальный суд Лестера рассматривал дело о преднамеренном убийстве Герберта Докерти. Обвиняемый, Уильям Брэдшоу, во время футбольного матча в прыжке ударил коленями в живот Докерти, когда тот попытался обойти его с помощью дриблинга. От полученных травм Докерти скончался на следующий день. Брэдшоу был оправдан, но не прошло и десяти лет, как тот же суд признал виновным некоего Генри Мура. Во время одного из футбольных матчей Мур сзади в прыжке коленями ударил обыгравшего его Джона Бриггза, который скончался спустя несколько дней.
Само понимание сути футбола только делало его в те годы еще более контактным. Футбол в позапрошлом веке не воспринимался как командная игра в том понимании, которое нам кажется единственно верным. Тогда суть игры была в том, чтобы продемонстрировать личные таланты путем дриблинга. Игрок, оказавшийся с мячом, практически с ним не расставался, брал игру на себя и пытался таким образом прорваться к воротам соперника. При этом, как видим из приведенных выше примеров, останавливать его пытались любыми, даже по-звериному жестокими способами. Список нарушений, за которые назначался свободный удар, был коротким. Да и к тому же свободный удар, когда прямым ударом нельзя было забить гол, казался совсем уж незначительным наказанием, чтобы его опасаться. Дополнительным фактором риска служили тяжелые футбольные бутсы и кожаный мяч.
Постепенно проблема привлекала все больше и больше внимания. О ней писали даже медицинские журналы того времени вроде The Lancet, ведь в конце концов неудовлетворительный уровень медицинской помощи во время матчей также способствовал трагедиям.
К примеру, в ноябре 1896 года Джозеф Пауэлл из "Арсенала" попытался ногой ударить по высоко летящему мячу, но зацепился за плечо соперника, упал и сломал руку. Первую помощь ему оказывали так называемые санитары, один из которых упал в обморок при виде торчащей кости. Рука была ампутирована, но Пауэлл умер от заражения крови. При расследовании инцидента было установлено, что поле имело покат как раз в том месте, где и произошел несчастный случай. Однако первопричиной трагедии все-таки стала неквалифицированная медицинская помощь. Спустя шесть лет Ди Джонс из "Манчестер Сити" получил открытую рану колена во время предсезонного поединка и впоследствии скончался от заражения крови.
В апреле 1907 года Том Блэксток, также выступавший за "Манчестер Сити", неожиданно упал во время матча резервных составов. 25-летний футболист скончался прямо в раздевалке, и в медицинском заключении появилась запись об "естественных причинах", хотя все признаки говорили о сердечном приступе. Защитник Боб Бенсон, выступавший в начале прошлого века за "Ньюкасл", "Саутгемптон", "Шеффилд Юнайтед", "Арсенал" и сыгравший один матч за сборную Англии, во время Первой мировой войны вышел за "канониров" в товарищеском матче с "Редингом". Перед этим Бенсон более года не выходил на поле, работал на заводе боеприпасов в Лондоне и был в неважной физической форме. Он не сумел доиграть матч до конца, ушел в раздевалку, жалуясь на плохое самочувствие. Бенсон там и умер на руках у тренера "Арсенала" Джорджа Харди.
Сэмюэл Уайнн из "Олдхэма" прославился в октябре 1923 года, когда в матче второго дивизиона против "Манчестер Юнайтед" забил четыре гола. Правда, два из них Уайнн отправил в собственные ворота. Три года спустя "Олдхэм" за рекордные для себя 2,5 тысячи фунтов продал Уайнна в соседний "Бери", в матче за который Сэмюэл, исполняя штрафной, потерял сознание. Он скончался в раздевалке, как оказалось, от пневмонии.
Одна из самых известных трагедий на футбольном поле произошла 5 сентября 1931 года. Талантливый 23-летний вратарь "Селтика" Джон Томсон в дерби с "Рейнджерс" получил перелом черепа, когда прыжком в ноги пытался остановить прорыв форварда Сэма Инглиша. От полученных травм Томсон скончался через пять часов.
Три года спустя в матче "Джиллингема" с "Брайтоном" головами столкнулись Сим Рали и Пол Муни. Впоследствии центрфорвард "Джиллингема" Рали скончался от кровоизлияния в мозг. В 1935 году не стало Джимми Уттерсона, вратаря "Вулверхэмптона", который получил травмы головы в матче с "Мидлсбро". Не прошло и года, как Джимми Торп, вратарь уверенно мчавшегося к чемпионству "Сандерленда", стал объектом настоящей атаки со стороны нападающих "Челси".
За 20 минут до конца матча Торп получил сильный удар в грудь и по голове. Мистер Уорр, рефери матча, поинтересовался, нужна ли ему медицинская помощь, но вратарь ответил, что готов продолжать игру. Потом Уорра обвинят в халатности – мол, готовность играть и необходимость медпомощи это не одно и то же. Торп отстоял до конца встречи, но спустя четыре дня скончался в больнице. Несколько лет он страдал от сахарного диабета, принимал инсулин. Полученная в матче с "Челси" травма и несвоевременно оказанная помощь спровоцировали диабетическую кому, и Джеймса Горацио Торпа не стало.
Специально созданная комиссия из четырех человек расследовала обстоятельства, приведшие к смерти вратаря "Сандерленда", но виновных не нашла. Зато в правилах игры отныне появился пункт, запрещающий ногами атаковать вратаря с мячом.
Однако даже сейчас, когда здоровье футболистов ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно контролируется внушительным штатом медицинских служб клубов и компьютерной техникой, от подобных трагедий никто не застрахован.
В октябре 2006 года вратарь "Челси" Петер Чех в матче с "Редингом" получил тяжелую травму черепа "по старинке", то есть в результате столкновения с игроком соперника – Стивеном Хантом. С тех пор чех всегда играет в специальном шлеме, а в регламенте Премьер-Лиги появилось требование, чтобы на каждом стадионе во время матча дежурила карета скорой помощи – вратарю пришлось с проломленным черепом полчаса ждать в раздевалке, когда за ним прибудет скорая.
Два года спустя нападающий "Барнсли" Иан Хьюм получил похожую травму, столкнувшись с защитником "Шеффилд Юнайтед" Крисом Морганом. Канадец вернулся на поле только девять месяцев спустя и с тех пор играет всегда бритым налысо, а его чудовищный шрам служит своего рода предостережением всем, кто готов бороться за мяч храбро, но безрассудно.
Конечно, эти два инцидента ужасны, однако от такого рода несчастных случаев не застрахован никто. Слава Богу, уже давно в прошлом дикие нравы первобытного футбола и случаи умышленной жестокой грубости стали единичными. Но происшедшее с Фабрисом Муамбой напоминает, что далеко не каждый спортсмен может похвастать идеальным здоровьем. В 1990-е годы от сердечной недостаточности скончались Дэвид Лонгхерст из клуба "Йорк Сити" и Иан Белл из "Хартлпула". Огромный ажиотаж вызвала смерть полузащитника "Манчестер Сити" Марка-Вивьена Фоэ, который в июне 2003 года скончался из-за проблем с сердцем прямо во время матча сборной Камеруна на Кубке конфедераций.
В августе 2007 года 27-летнему защитнику "Лестер Сити" Клайву Кларку стало плохо в перерыве матча Кубка Лиги с "Ноттингемом". Врачам удалось вернуть его к жизни, невзирая на остановку сердца, но на футбольное поле Кларк больше не вышел. Но он нисколько по этому поводу не горюет: "Мне повезло, что я остался жив, а остальное – такие мелочи..."
Сегодня весь английский футбол, весь мировой футбол молится, чтобы Фабрису Муамбе повезло...
Максим Ткачук специально для FAPL.ru
20.03.2012 10:10
Просмотров: 22031