"Ливерпуль" и Ходжсон: 30 матчей отчуждения

Кенни Далглиш и Рой Ходжсон Перед кубковым поединком на поле принципиального соперника – "Манчестер Юнайтед" – руководство "Ливерпуля" приняло решение отправить в отставку менеджера Роя Ходжсона. Отныне и до конца сезона "Ливерпуль" будет подчиняться воле и решениям легендарного Кенни Далглиша.

Ходжсон, впрочем, все равно переписал книгу рекордов клуба. Разумеется, отнюдь не в разделе "достижения". "Ливерпуль", имевший репутацию клуба, где привыкли доверять менеджерам, уволил наставника спустя 30 матчей после назначения. Так мало на "Энфилде" еще не работал ни один менеджер, если, конечно, не считать временщика Ронни Морана. Но увольнение Ходжсона ни в коей мере неожиданностью не стало.

Спору нет, Ходжсону нечем похвастаться за те полгода, что он провел в "Ливерпуле". Разве что путевкой в плей-офф Лиги Европы. Вроде бы мелочь, но на самом деле этот турнир, который еще недавно не вызвал бы у красных мерсисайдцев ни малейшего интереса, сейчас может оказаться единственной возможностью выиграть трофей. Хотя, конечно, ничего особенного ни Рой, ни его команда в этой самой Лиге Европы не показали.

Понять, почему Ходжсон летом согласился принять предложение "Ливерпуля", легко и в то же время непросто. Привлекательность очевидна – невзирая на то, что пошел уже третий десяток со дня последнего чемпионства "красных", "Ливерпуль" остается великим клубом, одним из самых, так сказать, брендовых в Англии. Но что должно было насторожить Ходжсона, и чем он в силу тех или иных причин решил пренебречь – у него не было возможности спокойно работать на будущее, пренебрегая сегодняшним днем.

Ливерпуль Ходжсон должен был понимать, что изначально окажется в ситуации, когда с него будут спрашивать строго, но ему самому нечего будет предложить критикам. Нынешний "Ливерпуль" представляет собой команду, составленную из травмированных лидеров и игроков, которые могут подыгрывать в лучшие дни, но не солировать во время кризиса. Стремительная деградация команды, которая в позапрошлом сезоне бросила вызов "Манчестер Юнайтед" в чемпионской гонке, совпала (а во многом и была вызвана) со скандальным периодом правления Тома Хикса и Джорджа Жиллетта.

Клуб, финансы которого в последнее время напоминали тришкин кафтан, не мог себе позволить усиливать состав, но и без этого некоторые решения Рафаэля Бенитеса способствовали развитию игрового кризиса. Ведь хорошо известно, что Хаби Алонсо мог покинуть "Ливерпуль" на год раньше, потому что Бенитесу очень захотелось получить Гарета Бэрри. Так и не выкупив тогда еще полузащитника "Астон Виллы", мерсисайдцы все равно вынуждены были расстаться с Алонсо. Год спустя следом за ним в Испанию отправился Хавьер Маскерано. Те, кто пришли им на смену – Альберто Аквилани, Кристиан Поульсен, сразу же стать равноценной заменой не смогли, и неизвестно, станут ли вообще. Добавьте резкий спад формы Джейми Каррагера, неудачный размен Сами Хююпя на Сотириоса Кириакоса, и получите в придачу к проблемам в середине поля огромную дыру в обороне. Если помнить, что игру в атаке Бенитес затачивал в большей мере под Фернандо Торреса и Стивена Джеррарда, а ни один из этих игроков после сезона 2008/09 по разным причинам не играл в полную силу, то становится очевидным и отсутствие нападения как такового.

Рой Ходжсон получил команду, которая нуждалась в капитальном ремонте. Было мало просто сделать точечные приобретения, чтобы механизм заработал снова. Но, тем не менее, от Роя ждали более полезных действий на трансферном рынке, однако ставка на воскрешение Джо Коула и Поульсена не сыграла, а Пола Кончески, хоть он и не занимает ключевую позицию на поле, сразу приняли в штыки – приобретение 30-летнего защитника, да еще и кокни, откровенно удручало местную публику. Поначалу Рауль Мейрелеш в силу кадровых проблем вынужден был выполнять на поле непривычные функции, отчего его полезность некоторое время оставалась под вопросом. В такой ситуации Ходжсон сильно зависел от лидеров команды, но Каррагер получил тяжелую травму, Джеррард сейчас не готов играть на привычном уровне, а Торреса, похоже, не очень-то возбуждает роль спасителя.

Рой ХоджсонХоджсон хотел привить "Ливерпулю" свой футбол, но для начала, как ни парадоксально, ему пришлось поступиться своими принципами. Одним из первых выразил недовольство новым наставником защитник Даниэль Аггер, игрок немалого таланта, но чудовищно травматичный. Первое время, опять же в силу кадровой необходимости, датчанин действовал на левом фланге обороны и был очень недоволен требованием тренера к защитникам – играть просто, чаще использовать длинные передачи. Это вовсе не тот футбол, который исповедовал, к примеру, "Фулхэм" - прежняя команда Ходжсона умела держать классическую "низкую" линию обороны, а ее защитники очень аккуратно начинали атаки. Однако в "Ливерпуле" подбор центральных защитников практически полностью исключал такую манеру игры, и можно представить, сколько наворотили бы те же Каррагер с Мартином Шкртелом, если бы перед ними поставили задачу отдавать продуманный короткий пас, а не просто катать мяч. "Ливерпуль" играл ровно так, каковы были способности его игроков, и картина, конечно же, получалась безрадостная.

Когда "Ливерпуль" наконец избавился от постылых Хикса с Жиллеттом, для Ходжсона это отнюдь не значило, что теперь он получит нужную для перестройки поддержку. Хотя "Ливерпуль" и "Фулхэм" находятся в несравнимых весовых категориях, именно успех Роя на "Крэйвен Коттадж" в качестве кризисного менеджера привлек тогдашнее руководство "Ливерпуля". Однако, при всей кажущейся схожести, нельзя сравнивать специфику работы Ходжсона в "Фулхэме" с тем, что ему предстояло сделать на "Энфилде" - в Лондоне нужно было навести порядок в донельзя раздутом штате игроков, в "Ливерпуле" необходимо качественное усиление. Сделать это без поддержки руководства невозможно, но Ходжсон, как мы теперь знаем, на это не мог рассчитывать, иначе Джон Хенри и сотоварищи позволили бы ему осуществить январскую трансферную кампанию, и только потом выносить вердикт.

То, как Джон Хенри сумел преобразить бейсбольный клуб "Бостон Ред Сокс", очень обнадеживает болельщиков "Ливерпуля". Однако для Ходжсона это должно было стать предупреждением – если Хенри сумел разбудить спавшего богатырским сном гиганта, он наверняка не потерпит пятен на своей репутации "сказочного принца". Можно не сомневаться, что Рой не сумел завоевать доверие новых владельцев не столько самим фактом пребывания в середине таблицы, сколько полной несостоятельностью команды в выездных матчах и домашними поражениями от "Блэкпула" и "Вулверхэмптона". Стена отчуждения между Ходжсоном и "Ливерпулем" стремительно росла, и это было заметно даже со стороны.

Пожалуй, следует говорить, что Ходжсон допустил стратегическую ошибку, недооценив болельщицкий фактор. Может быть, он пренебрег им, пытаясь решить в первую очередь текущие проблемы. Может быть, посчитал, что болельщики, известные лояльностью к менеджерам, примут его, что называется, по факту. Однако заявления Ходжсона настроили против него большинство "Энфилда", хотя, конечно, многие понимали, что вину за чудовищную форму команды не стоит возлагать на одного только менеджера. Болельщики по своей натуре вообще очень падки на лесть, и Бенитес всегда виртуозно этим пользовался. Потому "Коп" до самого конца поддерживал испанца, даже, страшно подумать, нанося его изображение рядом с изображениями Билла Шенкли и Боба Пейсли. Посредственные результаты, после стабильного места в топ-четверке и двух финалов Лиги Чемпионов, заставили казавшихся готовых "идти через любой шторм" болельщиков забыть о своем легендарном умении поддерживать команду, а вместо этого сосредоточиться на негативной и подчас разрушительной реакции. Уже выросло поколение, которое не помнит последний игровой кризис такого рода – в начале 1990-х годов при Грэме Сунессе, для этого поколения место в топ-четверке кажется чем-то само собой разумеющимся, а потому нет ничего удивительного, что терпение лопнуло быстро. Да и в конце концов быть искренним, утверждая, что "ты никогда не будешь один", намного проще в финале Лиги Чемпионов, чем в разгар "захватывающей" схватки за 10-е место...

Кенни Далглиш Кроме того, нельзя забывать, что Кенни Далглиш, когда клуб расстался с Бенитесом, был не прочь принять команду. Разумеется, он столкнулся бы точно с таким же объемом работ, но у него было бы право на ошибку, он попал бы в атмосферу куда более благожелательную. Потому его кандидатура некоторым казалась привлекательнее, хотя официально она и не обсуждалась. Но даже если кого-то тогда, летом, настораживало, что Король Кенни уже давным-давно отошел от дел, тому наверняка более симпатичным казался вариант с Мартином О'Нилом. Как только наставник "Астон Виллы" оставил работу перед самым стартом сезона, он стал для "Ливерпуля" своего рода локтем, который близок, да не укусишь – и осознание этого факта тоже добивало баллов в шкалу неприятия Ходжсона. Ведь, в отличие от Роя, О'Нил уже давно был на виду, под боком, а Ходжсона помнят только по "Блэкберну" и "Фулхэму" - кому, действительно, в Англии есть дело до сборных Швейцарии и Финляндии?

Что касается перспективы Далглиша, то не зря мудрые говорят: где счастлив был – туда не возвращайся. Не ожидая никаких существенных изменений в судьбе "Ливерпуля" в нынешнем чемпионате, следует отметить, что этот шаг руководства клуба имеет очень важное психологическое значение. В ситуации, когда проблемы "Ливерпуля" невозможно решить в одночасье, падение градуса накала вокруг и внутри команды может дать положительный эффект. А это уже что-то, ведь больше всего в клубе опасаются того, что кризис затянется. Даже в самом начале работы Бенитеса "Ливерпуль" умудрился выпасть из ведущего квартета, когда у "большой четверки" толком и соперников не было, что же говорить о нынешней ситуации, где недавние середняки богатеют и матереют.

Как бы то ни было, но "Энфилд" без сожалений прощается с Роем Ходжсоном и надеется, что Король Кенни еще помнит потерянный рецепт больших побед.

Максим Ткачук специально для FAPL.ru





Поиск: